Флавий [лат. Caesar Flavius Valentinianus Augustus] (321, Цибалы, Паннония, совр. Винковци, Хорватия - 17.11.375, Бригецио, Паннония, совр. Комаром, Венгрия), рим. имп. (с 26 февр. 364). В молодости поступил на военную службу и сделал успешную карьеру. По свидeтельству церковных историков V в. Феодорита Кирского (Hist. eccl. VI 6), Сократа Схоластика (Hist. eccl. IV 1) и Созомена (Hist. eccl. VI 1), при имп. Юлиане (361-363) он, как искренний христианин, был вынужден оставить службу из-за отказа участвовать в языческих жертвоприношениях. К моменту кончины имп. Иовиана вновь находился на военной службе; 26 февр. 364 г. на совещании высших гражданских и военных чинов в Никее был выдвинут на имп. престол и избран войсками императором. 28 марта В. осуществил провозглашение в К-поле соправителем с титулом августа своего младшего брата Валента, передав ему в управление Восток и оставив за собой зап. часть Римской империи - префектуры Галлия, Италия и Иллирик. В 367 г. в г. Паризии (совр. Париж) В. провозгласил своего старшего сына Грациана соправителем с титулом августа (без раздела территории империи).
Во время своего правления В. в основном находился в галльских резиденциях Паризии и Августе Треверов (совр. Трир), ведя борьбу с вторжениями алеманов и саксов. Он заботился о провинциалах, облегчая бремя податей, и находился в оппозиции к рим. знати. Но в 368 г. по его поручению в Риме мн. знатные люди были казнены по обвинениям в колдовстве и прелюбодеянии (Ammianus Marcellinus. XXVIII 1, XXX 9. 1). В. скоропостижно скончался во время кампании против квадов и сарматов.
Правление В. отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин (Ibid. XXX 9. 5). Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви (Epist. 21. 2-5), и представляет его как врага язычества (Epist. 17. 16). Эдикт В. в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм (Cod. Theod. XVI 2. 18), но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христ. Церкви (Ibid. 6. 1). Это решение гл. обр. коснулось донатистов, перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что В. восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим, но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот (Ibid. 6. 18-21). Склонный принимать никейское вероисповедание, В. не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий (Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7). Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к В. о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С др. стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374). Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II, не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только неск. епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что 2-я жена В. Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религ. политику.